Консалтинговый проект и автоматизация туристической компании ООО "Стелла" на базе "1С:Бухгалтерия 8. ПРОФ"
Туристическая компания «Стелла» является одним из лидеров туристического бизнеса в Республике Карелия со значительным штатом сотрудников и солидной материально-технической базой. Увеличение потока туристов в 2009-2010 г.г., расширение спектра предоставляемых услуг, организация которых потребовала расширения материально-технической базы, способствовали созданию такой системы учета, которая бы соответствовала новым требованиям эффективной деятельности компании.
На момент обращения в компанию «ИЛВЕС Консалтинг» регистрация заявок клиентов, учет ТМЦ, а также планирование деятельности и финансов велся в Excel, а выписка бухгалтерских документов в 1С:Бухгалтерия 7.7. Разумеется, в период «высокого сезона» с ростом компании данный вид учета давал сбой: электронные таблицы были не всегда согласованы между собой, а обмена с базой данных 1С:Бухгалтерия 7.7 не могло быть и речи. Данная система позволяла фиксировать доходы и расходы и вести учет по статьям доходов и расходов, однако, свод фактических данных для анализа и сравнения с планами был крайне затруднен. Для того чтобы сопоставить фактические и плановые данные требовалась дополнительная работа сотрудников компании продолжительностью около двух недель, а точность таких данных всегда содержала поправку на «человеческий фактор», т.е. данные, собранные вручную, можно было назвать точными только с определенной долей вероятности.
Таким образом, в компании был выявлен ряд основных проблем:
- отсутствие сведений о финансовом состоянии компании в реальном режиме времени, которые нужны для принятия управленческих решений.
- трудности анализа существующей клиентской базы и получения актуальной информации в оперативном режиме для осуществления клиентоориентированной стратегии компании.
- нерегламентированный учет товарно-материальных ценностей, в т.ч. дорогостоящего снаряжения, которое проистекало из того, что вести документооборот по учету ТМЦ в электронных таблицах при таких объемах деятельности и динамичности работы было невозможно.
С точки зрения архитектуры решения была выбрана платформа 1С:Предприятие 8. В связи с тем, что отраслевого решения с учетом специфики туристического бизнеса и комплексного характера выполнения задач на момент старта проекта не существовало, было принято решение проводить внедрение на базе следующих программных продуктов: «1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами 8», «1С:Бухгалтерия 8» и модулей «ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы» и «ИНТАЛЕВ: Корпоративные документы и процессы», имеющие статус (сертификат) 1С:Совместимо».
В проекте по автоматизации были поставлены задачи ввести в компании стандарты управленческого учета, обеспечить сотрудников компании удобным и надежным инструментом для оперативной работы, а именно:
- Ведение планирования и управленческого учета в единой информационной базе по единым статьям доходов и расходов с целью получения бюджета доходов и расходов и финансового результата по видам деятельности по плану и факту. Получение бюджета движения денежных средств сопоставимых по части статей с бюджетом доходов и расходов;
- Ведение платежного календаря, оперативное управление выплатами с помощью платежного календаря от заявок на расходование денежных средств до осуществления и контроля выплат;
- Автоматизация работы управления взаимоотношениями с клиентами;
- Автоматизация складского учета и документооборота по учету движения ТМЦ.
Работа по постановке управленческого учета состояла из нескольких этапов:
- Постановка задачи – этап, включающий анализ деятельности компании для постановки технического задания проекта. Была проведена тщательная работа по структурированию справочников доходов и расходов и движения денежных средств. Необходимо было составить аналитику, посредством которой планировалось собирать финансовый результат компании в разрезе видов деятельности. В результате первого этапа проекта были согласованы положения работы, регламентирующие будущую автоматизированную систему. Эти положения во многом прояснили представление сотрудников нашей компании о работе в новой автоматизированной системе.
- Предварительная настройка системы. На данном этапе была выполнена первоначальная настройка системы, объединение всех конфигураций и создание единой информационной базы. Для облегчения работы сотрудников компании было произведено первоначальное наполнение информационной базы данными, которые можно было автоматически загрузить из существующих систем учета: таблиц Excel и базы данных 1С:Бухгалтерия 7.7. в соответствии с логикой, определенной на этапе постановки задачи.Во время данного этапа специалистами компании ИЛВЕС Консалтинг» был составлен ряд отчетов, отражающих плановые и фактические данные. Например, «Бюджет доходов и расходов», «Бюджет движения денежных средств», а так же еще около 20 отчетов. Для быстрой работы сотрудников и оперативной обработки заявок, что особенно важно во время «высокого сезона», были исследованы печатные формы первичных документов, таких как «Бронирование», «Счет», «Акт оказания услуг» и откорректированы их печатные формы. Таким образом, на этапе предварительной настройки системы была сформирована база данных, которая позволила вести оперативный учет в компании: обслуживать запросы клиентов, учитывать и передавать товарно-материальные ценности, обеспечивать оприходование и выплаты, как наличных, так и безналичных денежных средств.
- Ввод в эксплуатацию. Сложность данному этапу придавало то обстоятельство, что ни один сотрудник компании (кроме главного бухгалтера) не имел опыта работы с системой программ «1С:Предприятие».
Необходимо отметить, что, не смотря на неопытность сотрудников в использовании систем, все необходимые изменения вносились оперативно, что свидетельствует о большой дружественности программных средств к пользователю. Этот факт стал основополагающим в успешном внедрении системы и в последующей работе пользователей с системой.
Ниже перечислены некоторые усовершенствования, которые привнесла система в работу менеджеров компании:
- Автоматическая загрузка данных в систему из заявок, полученных по электронной почте;
- Автоматическое заполнение договоров на основании документов «Событие» и «Заказ покупателя»;
- Последовательность составления документов «Событие (регистрация группы)»-«Счет на оплату»-«Оплата»-«Оказание услуг». Оперативность поиска необходимой информации: поиск тура, контрагентов, источника информации, контроль оплаты тура, изменения в списке туристов.
- Автоматическая система предупреждения о переполнении группы туристов при обработке заявок на туры (Stop Sale);
- Автоматическое формирование списков туристов для контролирующих органов, страховых компаний, а так же для внутреннего документооборота;
- Автоматическое формирование списков туристов;
- Учет снаряжения на складе и у материально-ответственных лиц на протяжении всего сезона;
- Своевременное утверждение руководством заявок на оплату;
- Автоматический сбор себестоимости тура;
- Автоматическая регистрация продаж инструкторами сопутствующих товаров.
- Оперативный расчет маржинального дохода с тура, маржинального дохода в разрезе видов деятельности и рыночных сегментов;
- Учет амортизации основных средств.
- Получение возможности автоматизированного план-фактного абсолютного и относительного анализа по бюджетам и статьям бюджетов;
- Платежный календарь и возможность в оперативном режиме управлять денежным потоком, исключая возникновение кассовых разрывов;
- Возможность проведения финансово – экономического анализа и анализа рентабельности и эффективности использования видов ОС (снаряжения);
- Модуль управления целями и задачами компании.
←